Российский авторынОК после запрета поставок японских машин

В России любые санкции в отношении страны считают незаконными, в Кремле настаивают, что они лишь вредят мировой экономике и торговле.
Под запрет попали самые популярные модели
Ранее запрет поставок машин с моторами объемом более 1,9 литра в Россию ввели страны Евросоюза. Однако из-за особенностей модельных рядов японских автоконцернов их машины такая мера затронет в большей степени.
В отличие от европейских и китайских автоконцернов, японские автопроизводители медлили с переходом на малокубатурные моторы с турбонаддувом, сохраняя для своих моделей атмосферные двигатели большего объема. Из-за этого доля двигателей объемом более 1,9 литра в японских машинах достаточно велика.

Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2021 году, когда автопроизводители еще официально поставляли машины в Россию, в топ-25 самых популярных моделей на рынке входило 6 моделей японских брендов. Это Toyota RAV4 и Camry, Nissan Qashqai и X-Trail, Mazda CX-5 и Mitsubishi Outlander. Из них только у Qashqai была версия с мотором менее 2,0 литров, остальные комплектовались силовыми установками большей кубатуры.
При этом все остальные модели в топ-25 имеют версии с двигателями объемом менее 1,9 литра, то есть среди бестселлеров российского рынка нишу машин с объемными моторами занимали именно японские модели.
В настоящий момент даже премиальные автомобили европейских брендов, такие как Mercedes. BMW, Audi и Volvo в начальных версиях оснащаются двигателями объемом ниже 1,9 литра. Японские премиальные марки Lexus и Infiniti таких модификаций не выпускают вовсе.
Как отмечают в агентстве «Автостат», сейчас в Россию поставляют в первую очередь подержанные автомобили из Японии — эта страна лидирует по поставкам б/у машин.
По данным агентства, за первую половину 2023 года в России было продано 811,8 тыс. подержанных машин японских брендов, как ввезенных недавно, так и уже бывших в обращении на российском рынке. Ровно половина из них — это машины с объем двигателя более 1,9 л. За полгода они разошлись тиражом в 405,9 тыс. единиц — на 35% больше, чем в январе — июне 2022-го.
Японская газета Yomiuri приводит следующую статистику со ссылкой на Министерство финансов страны. За весь 2022 год в Россию было ввезено 200 тысяч японских машин на 250 млрд йен — это $1,8 млрд. После введения нового запрета объемы поставок сократятся вдвое в количественном выражении и более чем в два раза в денежном до 100 млрд йен или $720 млн, отмечает издание.
Важно отметить, что в случае с подержанными машинами речь идет почти исключительно о моделях с правым рулем, которые популярны в восточной части России. Так, нельзя будет ввезти популярные Toyota Harrier и Crown, минивэны Honda Stepwgn и Mitsubishi Delica, а также самый популярный в России электромобиль Nissan Leaf. Кроме того, из Японии в очень небольших количествах везли даже подержанные европейские автомобили с левым рулем, например BMW, так как там они в хорошем состоянии стоят дешевле, чем в Европе, рассказывает основатель компании Rucars Роман Рассудков.
«Японцы сами себя лишают возможности избавляться от старых машин и еще получать за них деньги. Теперь им самим придется платить за утилизацию. А рынок Дальнего востока и Сибири вполне могут насытить китайские автомобили, в том числе и подержанные», — говорит Рассудков.
В то же время сохраняется возможность ввоза достаточно широкого модельного ряда японских машин с правым рулем, моторы которых по объему меньше 1,9 литра. Это популярные Toyota Vitz (в Европе — Yaris) и Corolla, Honda Fit (Jazz) и Vezel (HR-V), Nissan Note и March (Micra), а также Mazda Axela (Mazda3). Наконец, под запрет не попадает культовый у любителей оффроуда внедорожник Suzuki Jimny.
Санкции не скажутся на параллельном импорте новых машин
В центральных регионах России сейчас можно встретить многочисленные предложения новых автомобилей японских брендов, ввезенных по параллельному импорту. Большинство из них также оснащаются двигателями объемом более 1,9 литра.
Это седаны Toyota Camry, кроссоверы Toyota RAV4 и Honda CR-V, внедорожники Toyota Land Cruiser и Mitsubishi Pajero. Однако все они поставляются не из Японии, а с рынков Китая и из арабских стран, напоминает учредитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев.
Это обстоятельство уже позволяло обойти прежние санкции, отмечает эксперт. С апреля 2022 года Япония запретила поставлять в Россию автомобили стоимостью больше 6 миллионов йен — это $43 тыс. Однако у российских дилеров можно встретить машины из Китая и ОАЭ существенно дороже этой суммы.
Тем не менее, на пресс-конференции, приуроченной к введению новых санкций, глава японского Минпромторга Яситоси Нисимура пообещал, что страны G7 поддержат контроль за поставками японских машин в Россию. Слова министра приводит издание Japan Times.
Однако, по мнению Мосеева, на рынке новых машин новые санкции вообще никак не отразятся.
«В поставках по параллельному импорту ничего не изменятся. Цены, конечно, вырастут, но не из-за новых санкций, а из-за повышения утилизационного сбора с 1 августа 2023 года. Что касается подержанных праворульных моделей из Японии, то в 2022 году их ввезли около 200 тысяч, а за первое полугодие 2023 года примерно 150 тысяч. Из них 75 тысяч были с моторами больше 1,9 литра. На фоне всего рынка подержанных машин в 6 млн единиц это очень небольшое количество. Оно ощутимо разве что для Дальнего востока», — говорит Мосеев.
Как отметил кандидат технических наук и автожурналист Егор Васильев, в целом санкции подобного рода не являются чем-то новым. Эксперт напомнил, что не так давно Евросоюз ввел ограничения на поставку в Россию автомобилей дороже 50 тысяч евро, новых и подержанных гибридных и электрических авто, а также машин с объемом двигателя более 1,9 литра. По его мнению, санкции со стороны Японии просто повторяют аналогичные действия Европы. Правда, в японском варианте речь идет еще и о шинах для грузового транспорта и запасных частях, номенклатура которых пока неизвестна.
Васильев считает, что такое решение Японии не окажет существенного влияния на российский авторынок.
"Во-первых, никто не отменял параллельный импорт. Особенно с учетом того, что на территории того же Китая расположено огромное количество производственных площадок японских автопроизводителей. Во-вторых, подобное решение властей просто создает еще более благоприятные условия для китайского автопрома. В распоряжении которого, без всяких усилий и дополнительных затрат, оказывается российский авторынок, дефицит автомобилей на котором составляет около 600 тысяч единиц. И с уходом японцев он только увеличится", - объяснил эксперт.
По мнению Васильева, китайский автопром, в соответствии со своей национальной традицией, вполне успешно ассимилировал передовые достижения дальнего востока и запада. И машины, которые сейчас появляются на российском рынке, во многом уже опережают передовой западный автопром.
"Подобное решение со стороны Японии носит больше эмоциональный, нежели разумный характер. Мало того, что из-за этого Япония лишится существенный части доходов от торговли с Россией (по итогам прошлого года он составил 4,33 миллиарда долларов). Ведь рано или поздно японскому автопрому придется возвращаться на наш рынок, который к этому времени будут плотно занят китайскими машинами. И сделать это будет уже очень сложно и дорого", - уверен эксперт.
Иного мнения придерживается главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков. В разговоре с "РГ" он констатировал, что, так как под запрет попадают машины и новые, и подержанные с объемом двигателя более 1,9 литра, а также все "литромобили" и гибриды, то значительная часть экспорта из Японии в Россию просто "обрезается".
