Мечты об электричестве превращаются в кошмар для аккумуляторных металлов

Это был тяжёлый год для бизнеса, связанного с аккумуляторными металлами. Цены на литий, никель и кобальт упали в 2023 году и продолжали неуклонно снижаться в течение 2024 года.
Отрасль, которая когда-то стремилась наращивать новые мощности, теперь закрывает шахты и откладывает проекты, поскольку низкие цены снижают рентабельность. Путь к электрическому будущему оказался гораздо более тернистым, чем ожидалось, поскольку спрос на важнейшие электромобили (EV) не оправдал ожиданий. Это также история о массовом избыточном предложении, когда слишком много новых мощностей было введено в эксплуатацию в неподходящее время. И именно дисциплина поставок или её отсутствие определят, будет ли восстановление цен в 2025 году.
Автор, обозреватель Reuters, раскрывает свое мнение по поводу данной темы.
Повествование EV отклоняется от намеченного пути
Мировой рынок электромобилей продолжает расширяться.
По данным консалтинговой компании Rho Motion, ноябрь стал ещё одним рекордным месяцем с показателем 1,8 миллиона проданных устройств. Рост мировых продаж за первые 11 месяцев составил впечатляющие 25% по сравнению с 2023 годом.
Но за позитивными заголовками скрываются две неприятные для сектора производства аккумуляторных металлов истины.
1. Китай по-прежнему остаётся главным двигателем революции электромобилей, в то время как западные рынки с трудом набирают обороты.
В то время как продажи в Китае в ноябре установили новый месячный рекорд, в США и Канаде продажи в ноябре выросли всего на 10% по сравнению с прошлым годом, а в Европе они даже снизились. Западным потребителям по-прежнему нужен стимул для перехода с двигателей внутреннего сгорания на электродвигатели. Продажи электромобилей в Германии в этом году резко упали после того, как в конце 2023 года были внезапно отменены субсидии. В следующем году субсидии в США могут прекратиться, если Дональд Трамп выполнит свою угрозу и отменит политику администрации Байдена в отношении электромобилей.
2. Вторая проверка реальностью заключается в том, что многие покупатели электромобилей, особенно на критически важном китайском рынке, предпочитают гибриды или подключаемые гибриды, а не электромобили с аккумуляторами. Батареи в них примерно в три раза меньше, чем в обычных моделях, а значит, и все металлические катоды меньше.
Химический эксперимент
Некоторое снижение спроса на литий связано с ростом доли литий-железо-фосфатных (LFP) аккумуляторов на рынке, на которые, по данным Международного энергетического агентства, в прошлом году пришлось две трети всех продаж электромобилей в Китае.
Аккумуляторы LFP дешевле, чем аккумуляторы с высоким содержанием никеля, и китайские производители аккумуляторов улучшили их характеристики до такой степени, что последняя модель Shenxing Plus от CATL может проехать более 1000 километров на одном заряде.
Однако для рынков никеля, кобальта и марганца это плохие новости. По данным консалтинговой компании Adamas Intelligence, в октябре объём лития, использованного в новых электромобилях, составил почти 48 000 метрических тонн, что на 28% больше, чем в прошлом году. Однако использование никеля, марганца и кобальта увеличилось всего на 10%, 4% и 2% соответственно, что отражает как переход на гибридные автомобили, так и изменение химического состава аккумуляторов.
Поток поставок
Более низкий, чем ожидалось, спрос со стороны сектора электромобилей, особенно за пределами Китая, совпал с ростом предложения по всему спектру металлов для аккумуляторов.
Компания BHP «Никель Уэст» должна была стать демонстрационным центром по добыче «зелёных» металлов. Она была закрыта в октябре из-за низких цен, вызванных массовым перепроизводством в Индонезии.
Китайские производители никеля совершили технический прорыв, переработав относительно низкосортную индонезийскую руду в высокочистый металл I класса. По данным Macquarie Bank, в этом году совокупное производство в Китае и Индонезии вырастет на 30%. По крайней мере, власти Индонезии продемонстрировали признаки дисциплины в сфере поставок, ограничив квоты на добычу и введя мораторий на выдачу разрешений на строительство новых перерабатывающих заводов.
Китайская CMOC Group, крупнейший в мире производитель кобальта, похоже, не обращает внимания на обвал цен. Компания сообщила, что в январе-сентябре было добыто 84 700 тонн кобальта по сравнению с 37 000 тонн за аналогичный период прошлого года.
Масштабы избыточного предложения на рынке кобальта таковы, что китайские управляющие запасами смогли скупить значительные объёмы без какого-либо очевидного влияния на рынок.
Китайские производители лития также сопротивляются сокращению производства. Многие из них являются вертикально интегрированными, а это означает, что потери на месторождении могут быть компенсированы за счёт прибыли на более поздних этапах переработки.
По данным консалтинговой компании Benchmark Mineral Intelligence, даже с учётом многочисленных ценовых потерь среди западных операторов, ожидается, что в 2025 году предложение лития по-прежнему будет превышать спрос третий год подряд.
-
Избыток предложения лития должен сократиться до менее чем 1% от спроса по сравнению с почти 10% в прошлом году, что может ограничить дальнейшее снижение цен.
-
Избыток предложения на рынках никеля и кобальта, напротив, рискует стать структурным до тех пор, пока производство не будет более тесно связано со спросом.
Напряженность в торговле
Учитывая такую негативную динамику спроса и предложения, нетрудно понять, почему аналитики прогнозируют дальнейшее снижение цен производителей в ближайшие месяцы. Китай является доминирующим игроком на всех трёх рынках и не собирается отказываться от своих планов в области электромобилей. Это, однако, является точкой роста напряженности в отношениях с Соединенными Штатами.
Группы по политике в отношении критически важных минералов, входящей в состав Специального комитета по американо-китайским отношениям, китайские производители лития обвиняются в том, что они снижают цены «путём демпинга и перепроизводства». В докладе говорится, что Китай «использует контроль над ценами, вертикальную интеграцию и существенные барьеры для входа на рынок, чтобы предотвратить конкуренцию».
Джо Байден и Дональд Трамп могут расходиться во мнениях по поводу электромобилей, но существует примечательное двухпартийное соглашение о необходимости наращивать производство аккумуляторных металлов внутри страны и ослабить контроль Китая над мировой цепочкой поставок. Трамп 2.0, скорее всего, увеличит расходы федерального бюджета и тарифы на китайские металлы, как это сделала администрация Байдена.
Торговая политика США станет ещё одним фактором, влияющим на и без того сложную динамику рынка аккумуляторных металлов. Действительно, если тарифные барьеры в США будут достаточно высокими, существует риск, что мировой рынок начнёт разделяться на ценовые сферы Китая и США.