Электромобиль зимой: мифы и реальность

Сегодня подробно разберемся в самом популярном предубеждении. На реальном опыте пользователей рассмотрим, как ведет себя «екарс» в холодную погоду, узнаем, какие рекомендации дают производители и оставим несколько лайфхаков по экономии запаса хода в минусовую температуру.
Особенности эксплуатации электромобиля зимой

Даже привычные авто на ДВС требует особого отношения в зимнее время. Владельцы классической техники выставляют автопрогрев, укрывают двигатель автоодеялом и устанавливают специальные нагревательные элементы, чтобы поддерживать подходящую температуру под капотом. В этом плане у электрокаров есть серьезное преимущество.
Слухи, что электродвигатель от мороза не заведется, — заблуждение. В отличие от ДВС, электромотор не нуждается в предварительном прогреве. Даже если пришлось оставить «железного друга» на морозе без подзарядки на сутки, машина заведется без проблем: в ней нет масла, которое может застыть и помешать запуску двигателя. Главное, чтобы за этот период аккумулятор полностью не сел.
Опыт использования электромобилей в регионах с суровыми погодными условиями позволил вывести ряд рекомендаций, которые необходимо соблюдать владельцам «зеленого» транспорта в холодное время года:
Запас хода зимой неизбежно снижается. Это нужно учитывать при планировании поездки. Литий-ионная батарея теряет емкость при низких температурах. Километраж сильно уменьшается при включении печки и подогрева сидений.
Контролировать заряд аккумулятора зимой нужно постоянно. Если аккумулятор разрядится «в ноль», то он не сможет нагреться до температуры приемки заряда. Значит, и завестись АКБ не сможет. Придется эвакуировать авто в теплый бокс, где батарея отогреется естественным путем.
Регулярный техосмотр электромобиля — обязательное условие, которое нужно соблюдать круглый год. Но перед холодами процедура приобретает особую важность. Исправная работа всех систем защитит вас от сюрпризов на дороге и позволит сконцентрироваться на важных вещах. Например, на запасе хода.
Условия хранения напрямую связаны с удобством использования электромобиля зимой. По возможности машину нужно хранить в гараже. Даже неотапливаемое помещение помогает поддержать температуру аккумулятора в комфортных для нее значениях и сэкономить драгоценный заряд батареи.
По данным Автостата, более 60 % Nissan Leaf, зарегистрированных в нашей стране, приходится на Дальний Восток и Сибирь. Это говорит о том, что при правильной эксплуатации у водителя не возникает проблем с «екарсом» даже в регионах с достаточно холодными зимами.
Электромобили боятся воды?
Распространенное мнение, что электромобили боятся воды, также необоснованно (это отлично подтвердил недавний демотаж АКБ из утонувшей Tesla). Сырость и снег не могут навредить ни одной современной «электричке». Двигатель, батарея и другие важные соединения в системе надежно защищены от попадания влаги, а элементы кузова собраны из коррозионностойких материалов. Перед выпуском машины тестируют на полигонах, где каждый электрокар проходит испытание водой.
Как работает электромобиль зимой

Самое уязвимое место в электрокарах зимой — батареи. Чтобы понять, какие трудности могут возникнуть в эксплуатации заряженного авто, кратко рассмотрим свойства современных аккумуляторов.
Технология литий-ионных батарей позволяет работать при температурном диапазоне от –20 до +60 °C и запрещает зарядку при отрицательной температуре. Производители электромобилей указывают, что батареи могут выдерживать температуры до –40 °C при хранении, но для работы их необходимо прогреть до –20 °C.
То есть при температурах ниже –20 °C электромобиль тратит драгоценный заряд на то, чтобы прогреть батарею. Это отнимает в среднем около 40 % от показателя запаса хода.
Важный момент: когда температура воздуха опускается ниже нуля, при подключении к розетке машина сначала разогреет батарею, а потом приступит к ее зарядке. Поэтому зимой на зарядку тратится больше времени.
Как обогревается салон электромобиля зимой

Электромотор, в отличие от ДВС, при работе нагревается незначительно. К сожалению, этого недостаточно, чтобы прогреть салон. Классическая схема получения тепла от охлаждения двигателя исключается. Производители вынуждены оснащать «екарсы» обогревателями, которые тоже расходуют заряд батареи и уменьшают запас хода.
На Nissan Leaf включенный штатный обогреватель автомобиля в среднем снижает показатель запаса хода на 6–8 %.
Поэтому в холодную погоду владельцы экспериментируют и оснащают машину дополнительным тюнингом. Автоконцерны, в свою очередь, ищут новые способы обогрева салона, которые будут тратить меньше драгоценной энергии.
В Tesla Model Y реализована система «обратного» кондиционера. В обогреве воздуха участвуют химические элементы, что позволяет снизить расход энергии аккумулятора.
BMW проводили исследования инфракрасного отопления, которое нагревает предметы, а не воздух и значительно экономит заряд.
Как повысить запас хода электромобиля зимой: лайфхаки
Ранее мы уже давали общие рекомендации на тему: как выжать максимум из батареи. Но для зимы есть парочка дополнительных лайфхаков:
Запустите прогрев салона, пока авто подключено к розетке. У большинства «екарсов» есть дистанционная связь с владельцем. Включить обогреватель можно за 15–20 минут до выхода. Обогрев возьмет энергию из розетки, а не из аккумулятора, и вы покинете гараж с полной зарядкой и теплым салоном.
Установите дополнительное оборудование. Дизельные отопители для автомобиля подключаются к штатным воздуховодам и позволяют быстро нагревать салон без участия батареи. Такой тюнинг значительно сэкономит заряд, а топлива агрегат затрачивает немного.
Используйте подогрев сидений и руля. Опытные автовладельцы заметили, что подогрев сидений и руля потребляет значительно меньше энергии, чем печка. Попробуйте в дороге включать их, а не обогреватель салона.
Следите за стилем вождения. Активируйте в зимнее время ЭКО-режим, если он предусмотрен в вашем автомобиле. Режимы экономии энергии уменьшают скорость, но позволяют существенно сэкономить заряд батареи. Следите, чтобы колеса не буксовали, по возможности избегайте маршрутов с подъемом в гору.
Одевайтесь теплее. Хорошие зимние сапоги, перчатки, шарф — и вам не придется часто включать обогреватель салона и подогрев сидений.
Используйте солнце. Речь не про солнечные батареи, а про тепло прямых лучей. Если электромобиль стоит на парковке целый рабочий день, не выбирайте место в тени. Даже зимой прямое воздействие солнца будет немного прогревать батарею и салон.
Использование этих лайфхаков в комплексе поможет «зеленому» авто успешно пережить зиму и сэкономить запас хода для поездок.
Электромобили в холодных странах

В 2020 году Норвегия стала первой в мире страной, где было продано больше электромобилей и гибридов, чем машин на бензине или дизеле. В 2021 году страна остается лидером по количеству EV на рынке. Власти мотивируют население приобретать «зеленый» транспорт освобождением от уплаты транспортного налога. Пошлины на автомобили с ДВС достаточно высокие, так что цена электрокара нивелируется льготами, и для норвежца автомобили на бензине и на аккумуляторах стоят примерно одинаково.
Климат в Норвегии несколько мягче, чем в России, но зимой там достаточно холодно: днем примерно –10 °C, ночью –20 °C. Очевидно, что холодное время года не мешает ездить на электромобилях в Норвегии. Страна планирует к 2025 году полностью отказаться от машин с двигателем внутреннего сгорания.
В Китае похожая ситуация: в северных регионах средняя температура зимой -–10 °C, а на северо-западе термометр может показывать –30 °C в декабре. Но это не помешало китайскому рынку долгие годы сохранять лидерство по количеству реализуемых BEV.
Wuling Hongguang Mini EV, по статистике, опубликованной в сентябре 2021, стал самым продаваемым авто в стране. Значит, жители явно отдают предпочтение электрокарам, несмотря на климат.
Как ведет себя электромобиль зимой в России

В 2018 году в России было зарегистрировано 1 800 электромобилей. В январе 2021 года их количество возросло до 10 000. За три года в нашей стране стало в пять раз больше машин с нулевым выхлопом. Все больше россиян пересаживаются на «зеленую» технику, несмотря на все опасения.
Казалось бы, большинство заряженных авто должно быть в южных регионах, однако это не так. По статистике Автостата, с января по май на Дальнем Востоке продали 20 % от всех электроавтомобилей в стране. Для сравнения: на долю Москвы пришлось всего 14 %.
Погодные условия не мешают жителям Владивостока и Хабаровска осваивать электромобили, что на деле показывает несостоятельность мифа о том, что такие машины не приспособлены к русской зиме. В Иркутске, где зима еще холоднее, с 2017 существует группа Вконтакте Nissan Leaf Club Baikal, которая уже насчитывает более 400 участников.
Электромобиль зимой: отзывы владельцев

В подтверждение мы подготовили несколько отзывов от реальных пользователей электромобилей в России:
«Это таймер прогрева: если я знаю, что мне в 9 часов ехать, то я выставляю на 9, и машина минут за 40 включается и прогревает мне салон. В –30 отключил от розетки, сел и поехал сразу. У меня версия рестайлинговая, у нее стоит электрофен, соответственно, тепло идет практически сразу. Сначала было страшно покупать, но теперь хочется другой электрокар с большим запасом хода», — владелец Nissan Leaf, Виталий в интервью каналу «Почему купил» на YouTube.
Житель Новосибирска Мирон Медведев дал интервью новостному порталу ngs.ru в январе 2020 года. Он владеет Nissan Leaf уже год и главным преимуществом электромобиля считает его экономичность:
«У нас машины были с объемом двигателя по 1,5 литра, не очень большие — на бензин мы тратили 10 тысяч на двоих. К расходам на электричество стоит добавить стоимость дизельного топлива для отопителя — это еще 1 000 рублей с самого начала зимнего периода. Больше расходов нет — ведь в электрокаре отсутствуют свечи, провода, фильтры, моторное и трансмиссионное масла. Как нет и самого двигателя внутреннего сгорания и коробки передач, которые ломаются несколько чаще, чем простые электромотор с редуктором».
По сравнению с владельцами относительно бюджетных «электричек», водителей Tesla с более емкими аккумуляторами поездки зимой пугают еще меньше. Однако в морозы ниже –30 °C и они замечают снижение запаса хода. Андрей Товпик из Москвы рассказал изданию «Коммерсантъ FM» о том, как Tesla перенесла заморозки:
«У меня нет проблемы с запуском автомобиля — там нет мотора, он не заводится, он просто включается. Если она стоит на улице, за пять минут до выхода щелкаешь «включить обогрев салона», и пока ты спускаешься на лифте, подходишь к машине, салон уже теплый. Из минусов — расход электрики: Tesla показывает вам батарейку и пишет, сколько примерно километров вы проедете — при –36 у меня возрос расход заряда в полтора раза».
Бонус к статье: можно ли кататься на детском электромобиле зимой

Детские электромобили не защищены от попадания влаги в электросистемы, поэтому ездить на них зимой настоятельно не рекомендуется.
Некоторые производители указывают в техпаспорте, что машинку можно использовать при температурах до –20 °C. Батарея выдержит, но как будут чувствовать себя остальные детали «екарсов» для детей — большой вопрос. Корпус таких моделей обычно выполнен из пластика, а при отрицательной температуре этот материал становится хрупким.
В качестве эксперимента разрешите ребенку прокатиться при показателях от 0 до –10 °C. Не забудьте проследить, чтобы электрокар не въехал в сугроб.
Подведем итог

Статистика говорит сама за себя: количество зарегистрированных электромобилей в России за последние три года увеличилось в пять раз. Причем больше половины заряженных авто ездят по дорогам Сибири и Дальнего Востока.
Электромобили вполне доказали россиянам свою эффективность. Дополнительный тюнинг и правильная эксплуатация делают «екарсы» вполне подходящими для наших зим, а некоторые «фишки» дают преимущество перед классическими машинами на ДВС. Опасения насчет поведения BEV зимой не более чем миф, а реальный опыт российских автовладельцев — лучшее доказательство его несостоятельности.